Sergey написал(а):О, псевдоэкономист вновь полез в технику и вновь показал полную собственную безграмотность.
Особенно радует уверенность Гандальфа в собственной гениальности - типа 100500 тупых американских конструкторов и экономистов не поняли ошибки "компановочной схемы". Следом и в СССР "не думая" построили Буран.
Но вот пришел Великий Гандальф и сейчас всё решит...
О, самокритичный Шариков опять явился позабавить публику. "Ну даффай, даффай" (с) анекдот.
Начнем с "вновь". Напомню, что это Шариков объявил строительство самолета К-7 преступлением, но не привел ни одного свидетельства (я уж не говорю о доказательствах) даже простой небрежности, не говоря о чем-либо более тяжком. Как мы выяснили, самолет К-7 разрушился из-за бафтинга, а теорию бафтинга советский ученый Г.Г.Абдрашитов создал в 1939 году, через 6 лет после злосчастного полёта и через 9 лет после начала конструирования машины. Кстати, работа Абдрашитова называлась "К вопросу о бафтинге хвостового оперения", так что волшебное соотношение 2,5 средних хорды, о котором тут вещал лже-старлей, надо полагать, появилось там же и тогда же. Кроме того, самокритичный Шариков заподозрил генетику вообще и Н.И.Вавилова в частности в "научном доказательстве превосходства одной нации над другой", но, опять же, никаких свидетельств таких попыток со стороны генетиков привести не удосужился. Что особенно забавно, в данном случае Шариков просто повторяет домыслы штатных гебистов от советской философии, таких, как Митин, Презент, Юдин, Кольман и другие.
Теперь по существу вопроса.
Во-первых, 25 тонн полезной нагрузки на 100 тонн "птички" и на 2000 тонн стартовой массы - это факт. Такой уникально низкой весовой отдачи не было ни у кого и никогда, ни до, ни, тем более, после Шаттла*. Во-вторых, "Буран" в этом списке - наглядное свидетельство именно вашего невежества, а не моего. Дело в том, что компоновка советской системы "Энергия-Буран" была принципиально другой - "Энергия" могла выводить в космос как "Буран", так и любые другие грузы массой до 100 тонн. Соответственно, именно этой проблемы весовой отдачи там не было, от слова "совсем". Что особенно любопытно, сегодня по этой же схеме американцы разрабатывают сверхтяжелую ракету SLS и именно на основе "Шаттла". То есть, американцы посмотрели на "Энергию", подумали и выбрали тот же подход.
Многоразовые "шаттлы" строились НЕ для вывода грузов на орбиту, а для обслуживания уже запущенных спутников, корректировки орбит уже запущенных аппаратов и снятия с орбиты некоторых своих девайсов (либо кражи вражеских).
Хотя возможности снятия аппаратов с орбиты не слишком афишировались, но это была едва ли не одной из основных особенностей.
Именно поэтому Шаттл имеет возможность доставить с орбиты массу в 60% от выводимой
Кроме того Шаттлы были эффективны при запуске аппаратов требующих "ручной" работы на месте.
Согласитесь, весьма странный параметр для корабля предназначенного выводить груз на орбиту. А ведь это нехило повышает потребности в теплозащите при торможении, а значит и драгоценную массу...
Доставка грузов была "побочной" задачей - захватить то, что надо для работы.
Шариков, как обычно, не способен постичь логику процесса, поэтому путает то, что получилось, с тем, что замышлялось. Между тем, на замысел программы указывает уже название Space Shuttle. Shuttle** в США - это транспорт вроде нашей маршрутки, например, от станции метро по близлежащим кварталам. Соответственно, Space Shuttle по смыслу названия - это универсальное транспортное средство Земля - Космос- Земля, что-то вроде "шеф, до полярной орбиты везешь?"***. То же самое мы видим в официальном документе (с.10): 500-600 запусков за 10 лет, по 50-60 запусков в год, что больше половины общего числа запусков во всем мире в наше время. А в реальности было всего 135 запусков за 30 лет, по 4,5 запуска в год, т.е. интенсивность в 10 с лишним раз меньше. Почему так получилось? Видимо, потому, что разработчики попытались сделать свой аппарат максимально универсальным, удовлетворяющий требованиям и военных, и ученых, и коммерсантов. Плюс неустранимый компоновочный дефект - "птичка" была основой всей конструкции, без неё система летать не могла (в отличие от нашей "Энергии" и проектируемой сегодня SLS). В результате "Шаттл" оказался еще большим финансовым кошмаром, чем "Аполлон", т.к. стоимость тонны груза оказалась еще выше. При таких чудовищных затратах большого числа полетов не было и быть не могло, а это еще повышало затраты на каждый запуск в отдельности. Кстати, я не поленился взять список полетов Шаттла и разбить его по категориям "вывод", "возврат с орбиты", "захват аппарата", "ремонт". Каюсь, меня хватило только на 45 полетов (4-48, т.к. первые 3 были чистыми испытаниями), кто хочет, может продолжить. Но выборка представительная. Результаты:
Вывод - 29 (из них сложный - 1, Hubble)
Возврат с орбиты - 11
Захват аппарата в космосе (собственного) - 2
Ремонт - 2
Итого - 44 успешных полета и 1 хорошо известная нам всем неудача в 1986 г. Нетрудно заметить, что те задачи, которые Шариков именует "целевыми" занимали чуть более трети общей программы полетов.
Сегодня, с развитием электроники, указанные задачи (подавляющее большинство) легко решаются в автоматическом режиме, а потребность в снятии аппаратов с орбиты отпала вовсе (противников в космосе нет, а свои аппараты дешевле выкинуть, да и исследования в космосе свёрнуты). Амбициозные же проекты типа Хаббл (когда спутник так сложен и дорог, что требует работу руками) "канули в лету".
Именно поэтому программа Шаттлов была закрыта.
Улыбнуло. 2/3 миссий "Шаттла" были посвящены выводу спутников на орбиту.
Что же каксаемо именно доставки грузов на орбиту, то на запуск одного Шаттла приходилось едва ли не 100 запусков "обычных грузовиков"...
Угу. В 2010 г. Штаты запустили в космос 15 разных объектов, из них 3 "Шаттла".
В заключение - картинка, специально посвященная "свёрнутым исследованиям в космосе". Если современная Россия таковых по большому счету не ведёт, это не значит, что они "свёрнуты". Между прочим, на картинке отсутствует уникальный зонд Parker Solar Probe, запущенный 11 августа к Солнцу.
Кирилл Скрипкин
*Для сравнения, советский "Протон" выводит почти такую же нагрузку (23 тонны вместо 25) при стартовой массе меньшей в 4 с лишним раза (445 тонн), Atlas V - 20 тонн при стартовой массе 334 тонны, Falcon 9FT - 23 тонны при стартовой массе 549 тонн
**В наше время это слово перекочевало и в русский язык. Например, транспорт между Шереметьево-1 и Шереметьево-2 официально называется "шаттл"
***Специально для моего напрочь лишенного чувства юмора критика: это шутка. Или, говоря в стиле его звериной серьезности, гипербола, сознательное преувеличение
Отредактировано gandalf (20.08.2018 17:49:27)