Мари написал(а):Я всего лишь указала на то, что только по программе судить о партии так же неверно и ненадёжно, как по конституции страны о реальной ситуации в ней с правами граждан. Вот и всё.
Это и есть в данном случае грубая ошибка и анахронизм. Если бы Вы сказали это про современные партии - было бы вполне разумно. Но в 1903-м году партии писали свои программы не для пиара и не для обмана избирателей (выборов-то даже не было еще), а для того, чтобы этим программам следовать. Поэтому демократическая часть программы РСДРП полностью отражает настоящие устремления ее лидеров, а не является политической рекламой.
Нельзя ИМХО возбуждая и пестуя ненависть одного класса общества к другому одновременно быть реальным сторонником и защитником равных прав его членов.
Великая Французская Революция проповедовала равенство и братство, но при этом была революцией "третьего сословия", а популярным ее лозунгом стал призыв "Аристократов - на фонарь!", что иной раз и реализовывалось, невзирая на то, что и тогда находились люди, считавшие, что именно аристократия всех "создает и кормит". Даже при Наполеоне, когда якобинцев почти вывели, бывали случаи разгрома аристократических домов возбужденной толпой.
Марксизм опирался на этот исторический опыт, однако речь идет не о "натравливании", а о том, что именно пролетариат был в рамках этой теории признан движущей силой революции. К этому можно относиться по-разному, но заявлять на этом одном основании об изначальной антидемократичности марксизма невозможно. Французская аристократия к концу 18-го века стала балластом, мешающим развитию страны - и ее ликвидировали как класс. Марксисты намерены были проделать то же самое с буржуазией - тут нет ничего нового.
И еще. Пусть это будет много букв, но следует объяснить, к чему эти исторические примеры. Я просто сравниваю революционеров разных эпох - от Герцена и "ишутинцев" до "несогласных либералов" нынешнего времени. Видите ли, "ишутинцы", а затем и те "революционеры", которые описаны, допустим, в "Бесах" Достоевского, выглядят жалкой кучкой оторванных от жизни фантазеров, которые воображают себя умнее всех, но таковыми, мягко говоря, не являются. Увы, но нынешние революционеры воспринимаются примерно такими же. И тут возникает вопрос: вот такое сходство - оно говорит о том, что цикл развития замкнулся, или о том, что в дальнейшем из этих революционеров вырастет нечто большее, как из "ишутинцев" выросла "Народная воля", а из нее - партия эсеров?
Тут опять-таки надо отметить, что марксизм попал в России на вот эту уже подготовленную почву, что и привело к возникновению РСДРП. Эсеры просто полагали, что движущей силой революции должны стать крестьяне, а не пролетариат, и при этом крестьяне воспринимались не как мелкие собственники, а как прирожденные коллективисты, готовые к социализму. Исходя из этого, можно предположить, что "эсеровская альтернатива" в действительности альтернативой не была.
А кого сегодняшние революционеры видят движущей силой своей революции - "хипстеров"? Или просто самих себя? Вот Вы рассорились с той же Капри и с многими другими из-за Украины. Но дело ведь здесь в первую очередь в том, что Капри и К давным-давно никакой демократии в ее буквальном смысле не желают. Они хотят, условно говоря, "диктатуры просветленных". Или - просто внешнего управления, при котором они будут кем-то вроде полицаев при победоносном вермахте. Это полная деградация, как мне кажется.