Nestor написал(а):Вообще-то если вернуться к заявленной теме, то пока из минимум десятка вопросов, которые могли бы в ней обсуждаться, слегка и то с версиями, консенсус достигнут в одном - с поставками по ленд-лизу было лучше чем без них, поскольку они смогли хоть в какой-то степени сберечь кровь советских солдат. Лично для моей семьи, во всяком случае: то ли совпало по времени, но в 338 лап уменьшились потери от авиации противника, поскольку артиллерийские орудия с 1943 года получили мехтягу - американский автомобиль додж 3/4
Да, совершенно верно, и "Виллис", и "Додж 3/4", и знаменитый "Студер" и еще много других грузовиков. Таков был общий смысл ленд-лиза: он не ставил задачей полностью вооружить Красную Армию, с этим советская военная промышленность в целом справлялась. А поставки по ленд-лизу закрывали те области, где она справлялась хуже - те же грузовики (более половины), джипы (100%), бронетранспортеры (100%), зенитные орудия (не менее 20%), оборудование связи и радиолокации (до 100% по отдельным позициям). Позже, в 1944-45 гг., когда Красная Армия освободила огромные территории с полностью разрушенным сельским хозяйствам, к ним добавились огромные поставки продовольствия. Как-то так. Кстати, и с авиацией была та же история - штурмовики в СССР, естественно, никто не поставлял, но вот по истребителям доля ленд-лиза составляла ЕМНИП 25%, по бомбардировщикам - 20%. Или наоборот, мог и перепутать.
С уважением,
Кирилл Скрипкин