Был на ФНЛ зимой на поэтической ветке оффтоп о розовом танке, снесение какового админом в подвал стало одной из причин появления Кельтхоза. Там, собственно, среди прочего разговор о покрашенном чехами в розовой цвет советском танке-памятнике шла речь и о их моральном на ту покраску праве. Сохранившимися фрагментами дискуссии можно насладиться ТУТ. Пересказом заниматься неохота, у кого досуг есть ---
На возвращение к теме сподвиг кусок статьи Зои Ерошок в НоГе:
…Времена еще советские, хотя совсем незадолго до перестройки. В пражском универмаге, переговариваясь с приятельницей, подхожу к кассе, протягиваю деньги и сразу даже не соображаю, что произошло. Кассирша, пожилая женщина, говорит мне почему-то по-немецки, выделяя каждую букву отдельно: «Русская свинья».
Она смотрит на меня не отрываясь, и я смотрю на нее не отрываясь. Не помню, кто первым отвел взгляд. Но я — промолчала. Редкий случай.
А что могла сказать? Что в августе 1968-го была совсем ребенком? Что не сидела в тех советских танках, которые вошли в Прагу?
Я только что окончила факультет журналистики МГУ и, конечно, все (или почти все) про Пражскую весну знала. Но откуда мне было знать: может, кого-то из близких этой женщины задавили наши танки. А может, ее просто перекосило от звука русской речи. Поэтому, наверное, она сказала по-немецки.
Я была юной, но поняла одно: теперь моя очередь платить по счетам за танки в Праге.
http://www.novayagazeta.ru/comments/63277.html
Вот тут-то и проходит граница между мной и отечественными либералами в отношении к предмету. Когда меня пытаются заставить платить и каяться за нечто, что я не делал с упором на однобоко трактуемую коллективную идентичность - для меня это, говоря юридически - иск к ненадлежащему ответчику. Как минимум, советский - не равно русскому. И независимо от родовой принадлежности к советскому, эээм, эгрегору и всей сопутствующей исторической вины, каждый покупатель супермаркета, столкнувшись с хамством персонала имеет АБСОЛЮТНОЕ МОРАЛЬНОЕ ПРАВО вызова администратора с последующим увольнением охреневшего работника сферы обслуживания. Потому что никто продавщицу под дулом автоматом не заставлял вставать у прилавка продавать оккупантам бехеровку. А кто утёрся и администратора от великой совестливости не позвал - тот сам себе злая буратина.
Так вот, никак до конца в толк не возьму, откуда и зачем у нашей интеллигенции эти две фишки:
а) (не)истовая убеждённость, что побеждённый и униженный всегда прав (единственное и абсолютное исключение - к Хитлару сия максима не относится, он (и наци в максимально широком толковании термина) ВСЕГДА не правы, независимо от положительной или отрицательной победительности), соответственно, тут и танцы с бубнами вокруг rebels за великую Ичкерию, и "ягрузин", и проч. При отсутствии идентификации со стороной РФ в чеченском, грузинском, украинских конфликтах запускается механизм идентификации с "той" стороной без достаточных на то оснований - НАСТОЯЩИЕ-то грузины "ягрузинов" за грузин считать не будут, хоть в лаваш расшибись...
б) мессианское желание искупления ЧУЖИХ грехов. Т.е. Быков, Шендерович, Немцов и Пономарёв Крыма не присоединяли, Харьковскую ОГА не захватывали, однако ломанулись в Киев "молчать и извиняться" ((ц) Павел Шеремет, модератор киевского конгресса), мол, бывают иногда и хорошие русские россияне. Ну, им там, ясно, напомнили, що "в нас до Росіі ненависть. Росія – наш ворог. І це почуття набагато більше і глибше. В тому числі завдяки так званим російським ЗМІ, до яких у мене — найглибше презирство." Логично, чо.
Ну вот как-то так. Да, я госменеджмент Эрефии воспринимаю как оккупационное правительство, но вот людей, чувствующих в себе зуд выйти на московские улицы под жовто-балакитным флагом, не понимаю, видимо, органически.