КЕЛЬТХОЗ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » КЕЛЬТХОЗ » дебаты » Скрытый враг советской власти


Скрытый враг советской власти

Сообщений 31 страница 38 из 38

31

Гордон Шамуэй написал(а):

"Чучело" (и все прочие "чернушечные" фильмы) антисоветские даже не потому, что там показано что-то плохое.
А потому что:

1. не сказано, что "плохое" - это мизерная часть здорового коллектива.
Напротив - весь коллектив (!) - глумливое и орущее "- Жись невазможнааа павернуть назаааад!" говно, а вовсе не пионерская дружина.

2. в фильме вообще не показана роль пионерской и комсомольской организаций, а равно и партийной.
Главный подонок - как раз классический пионер с правильным пробором, которого сама природа заточила на произнесение сорокаминутных речей под салютом всех Вождей.

3. отсутствует седоусый потомственный рабочий Митрич, который бы с мудрым лукавым прищуром собравши в кружок пионеров в красных галстухах, раскудрявливал в стиле:

- Ох, рОбяты, нОнеча - не то, что давеча растудыт твою в качель!

4. Учителя - в лучшем случае равнодушные персонажи третьего плана.

Единственное светлое пятно - полуюродивый персонаж Никулина, который если и дотянет до 90-х (сколько осталось? - лет семь?), то подохнет возле мусорного бака (к экстрасенсу не ходи!).

Отредактировано Гордон Шамуэй (Сегодня 09:02:03)

Не понимаю, чего ради Вы демонстрируете "бдительность", достойную инструктора райкома ВЛКСМ. Ни один из приведенных Вами пунктов не может рассматриваться в качестве "антисоветского". Применяя подобный подход, можно практически весь советский послевоенный кинематограф (и даже немалую часть довоенного) назвать антисоветским (методика Лапчатого, кстати). В действительности для того, чтобы "Чучело" было "антисоветским", требуется, чтобы в нем выполнялось хотя бы одно из трех условий:

1) показано,  советские школьники травят слабого, в то время как западные школьники проявляют чудеса гуманизма и толерантности;
2) показано, что коллективная травля слабого каким-то образом неразрывно связана с фундаментальными чертами советского строя;
3) показано, что показанный эпизод - повсеместен, что в каждом советском классе обязательно находят "Чучело" и травят, причем именно так жестоко и в такой конкретной форме.

При чем эти условия - необходимые, но не достаточные. Главное, чтобы "умысел" у режиссера был. Простой пример: фильм "Крестный отец" показывает негативные явления, неразрывно связанные с фундаментальными основами капитализма - ведь даже в СССР оргпреступность всегда была тесно привязана ко всяким "пережиткам прошлого" и частной собственности. Полиция в фильме - часто продажная и откровенно неэффективная. Следует ли из этого, что Коппола снял антикапиталистическое кино, зовущее к пролетарской революции?   

Кстати, Вы неправильно определили "главподонка" (по крайней мере, исходя из книги). Главные подонки - это живодер Валька и его старший брат - оба явно будущие уголовники, т.е. это маргиналы, а также Шмакова - расчетливая сволочь. Остальные дети - в принципе вполне хорошие (а в конце они искренне раскаиваются во всем), а что касается Сомова - он струсил, оказался малодушным. Но он все-таки не конченый подонок - например, он за "Чучело" несколько раз заступался. Вообще положение его труднее, чем кажется. В моей собственной жизни был момент, когда я заступился за девочку, которую пытались травить (далеко не так системно и жестоко, как в этом кино, скорее это был эпизод). Сделал я это, поскольку было очень противно происходящее. К сожалению, она поняла все неправильно, и вскоре я не знал, как от нее отвязаться. В итоге, когда мне, наконец, удалось ей объяснить, что никаких связанных с ней планов у меня нет и не было, она была обижена, возможно, больше, чем во время этой нелепой травли. Так что в таких ситуациях не так просто сделать правильный выбор.

0

32

fleur написал(а):

Но в "Чучеле" были акценты (скажем в "Легко ли быть молодым" эстонским меньше этого было), скажем Железную Кнопку вспомнить...

Вот Железная Кнопка - это тот единственный персонаж, который может говорить о некоем антисоветизме. Она хотя и неформальный лидер, но очень отчетливо "идейно-коллективистско-комсомольский". И это - самая неправдоподобная часть повести. Точнее, подача ее, как девочки, которая стала очень "правильной" в противовес своей крайне легкомысленной матери - правдива, а вот то, что такая "правильная комсомолка" могла организовать коллективную травлю, да еще и с идейным подтекстом - это чепуха. Тут сразу видно, что автору в 70-е было слишком много лет. Он перемешал обычную травлю слабого с теми обструкциями, которые организовывали в 30-е годы для "детей врагов народа". Те неформальные школьные лидеры, которые выбирали слабого и устраивали травлю - они не только не были "идейными" - напротив, они, как правило, бравировали своей антисистемностью. А такие, как Сомов, или Железная Кнопка - они стояли в стороне и старались создать вокруг себя собственную среду, если можно так выразиться.

0

33

Блин, никак не могу найти ссылку - в жж мелькал с месяц назад разбор по типу "трэш и абьюз в советской околопедагогической литературе для подростков под соусом педагогического новаторства на примере, кажется, "Вам и не снилось" Галины Щербаковой".

0

34

A_Safin2

Не понимаю, чего ради Вы демонстрируете "бдительность", достойную инструктора райкома ВЛКСМ. Ни один из приведенных Вами пунктов не может рассматриваться в качестве "антисоветского". Применяя подобный подход, можно практически весь советский послевоенный кинематограф (и даже немалую часть довоенного) назвать антисоветским (методика Лапчатого, кстати). В действительности для того, чтобы "Чучело" было "антисоветским", требуется, чтобы в нем выполнялось хотя бы одно из трех условий:
1) показано,  советские школьники травят слабого, в то время как западные школьники проявляют чудеса гуманизма и толерантности;
2) показано, что коллективная травля слабого каким-то образом неразрывно связана с фундаментальными чертами советского строя;
3) показано, что показанный эпизод - повсеместен, что в каждом советском классе обязательно находят "Чучело" и травят, причем именно так жестоко и в такой конкретной форме.
При чем эти условия - необходимые, но не достаточные. Главное, чтобы "умысел" у режиссера был.

Когда я говорю, что фильм "Чучело" - антисоветский, я вовсе не имею в виду некие предложенные Вами задним числом (в преддверии 2015 г.) критерии.
Оговорюсь - может быть! - весьма взвешенные и объективные критерии.

Слово "антисоветский" - это терминология с раньшего времени, и уж извините, большего авторитета, чем "инструктор райкома ВЛКСМ" (с)* - в этой области не существует.

А теперь давайте вспомним - ЧТО объявлялось "антисоветским" именно в то время (и за что не только фильмы "на полку" клали, а и людей стреляли пачками чуть ранее).

Например, высказывание "Леонид Ильич Брежнев - свинья!".

1. само-по себе это высказывание вполне нейтрально. Свинья - это обычное животное (не хорошее и не плохое), а то, что "Рейган - не свинья!" - не сказано.

2. в высказывании не содержится упоминания о том, что свинство Брежнева прямо проистекает из фундаментальных основ советского строя.

3. Из сказанного вовсе не следует, что все советские руководители - свиньи.

Однако...ну, Вы в курсе, короче.

Критерии "антисоветчины", предложенные мной (хоть и трижды вздорные) - правильные.
Так тогда принято было. А других критериев (трижды взвешенных и объективных) - никто тогда не предлагал.

Кстати, видел интервью Германа, так тот говорил, что претензий к его "Проверкам на дорогах" было множество, но особенно доставила одна из них:
- У Красной Армии не было такого количества пленных! (Речь об эпизоде с подрывом моста. Сколько их там? Тысяча? Две?). Не бы-ло  :dontknow:
____________
* - вернее - секретаря по идеологии, уполномоченного КГБ, члена худсовета, председателя районной организации ветеранов, и так далее.

0

35

Гордон Шамуэй написал(а):

Когда я говорю, что фильм "Чучело" - антисоветский, я вовсе не имею в виду некие предложенные Вами задним числом (в преддверии 2015 г.) критерии.
Оговорюсь - может быть! - весьма взвешенные и объективные критерии.

Слово "антисоветский" - это терминология с раньшего времени, и уж извините, большего авторитета, чем "инструктор райкома ВЛКСМ" (с)* - в этой области не существует.

в таком случае, я Вас понял неправильно. Я полагал, что Вы имеете в виду фактическую антисоветскость, конкретный и реальный вред советскому строю, а не иллюзии партработников (конкретные выводы, которые делались, исходя из этих иллюзий, и, тем более, конкретные действия и то больше подорвали авторитет власти).

Правда, нужно отметить, что "чернуха" действительно вредила строю, по той простой причине, что внушала нехитрую идею "мы живем в дерьме", а когда кто-то живет в дерьме, ему, естественно, хочется эту ситуацию переменить. Но "Чучело" - это еще не чернуха, до "Маленькой Веры" еще дистанция огромного размера.

А теперь давайте вспомним - ЧТО объявлялось "антисоветским" именно в то время (и за что не только фильмы "на полку" клали, а и людей стреляли пачками чуть ранее).

На самом деле причины, по которым фильмы "клали на полку", или объявляли что-то антисоветским -далеко не всегда так уж очевидны. К примеру, на полку попал фильм "Похождения зубного врача" - совершенно непонятно, почему. Потом это кино с триумфом вытащили - хотя это полнейшая шняга. Или вот история с "Фантомасом" - вначале много лет крутили в кино, потом почему-то бороться начали. В целом я бы не стал мазать сплошь черной краской советскую цензуру - у нее был и позитивный эффект, причем немалый. Вот только она была какая-то непредсказуемая.

0

36

A_Safin2 написал(а):

Но "Чучело" - это еще не чернуха, до "Маленькой Веры" еще дистанция огромного размера.

Ну, дайте срок!
Да и потом - "Маленькая Вера" по сравнению уже с "Грузом-200" - это просто карамелька.

A_Safin2 написал(а):

В целом я бы не стал мазать сплошь черной краской советскую цензуру - у нее был и позитивный эффект, причем немалый. Вот только она была какая-то непредсказуемая.

ППКС.

0

37

В тему:

Немалую роль в творческой изоляции актрисы в тот момент играло резко негативное отношение Фатеевой к советскому строю. Пока коллеги по артистическому цеху делали карьеру, становясь депутатами, стремясь попасть в президиумы партийных собраний, где выступали с пламенными речами, наша героиня глубоко и искренне презирала коммунистический режим и никуда не лезла. Владимир Басов-младший вспоминал: «Я фантастическим антисоветчиком был всегда. Меня в школу вызывали к директору, я хамил, лез на рожон. Чуть ли не плевал в Мавзолей. И научила меня всему этому мама. Она же мне подсовывала Солженицына и рассказывала, какая это страшная страна. Мы с ней слушали Би-Би-Си и "Голос Америки". Она меня так настраивала...»

Слово маме (доверенному лицу В.В. Путина на выборах, еслиф чо):

Я какой-то период даже мечтала жить в Африке, чтобы рядом был только врач, который мог бы лечить животных и меня — на всякий случай. А потом меня жизнь довела до такого состояния, что я мечтала жить во рту у своей собаки: хотелось спрятаться от всего. Это мог бы объяснить только Фрейд».

Ссылка

0

38

Гордон Шамуэй написал(а):

В тему:

Слово маме (доверенному лицу В.В. Путина на выборах, еслиф чо):

Ссылка

Владимир Басов-младший пытается оправдаться за свое соучастие в строительстве социализма. Но исполнение одной из главных ролей я яро-за-советской дилогии "Москва-Кассиопея" не смоешь ничем!

Насчет Фатеевой - это именно то, про что я и говорил. Грустно, конечно.

Интересно, как именно хамил директору школы Басов-младший? Ленина ругал, или попроще - самого директора в замочную скважину? Я вот как-то стоял перед общешкольным комсомольским собранием, где по инициативе директрисы школы рассматривался вопрос о моем позорном исключении из рядов ВЛКСМ - и при этом ни тогда я себя не чувствовал антисоветчиком, ни сейчас.

0


Вы здесь » КЕЛЬТХОЗ » дебаты » Скрытый враг советской власти