Lau ne написал(а):Может я какой-то выезд мальчишек не заметила-позабыла, но уж девочки точно не стреляли.
Из АК девочкам можно было не стрелять (и даже вообще не ездить на стрельбище). И на сборы девчонок не брали, конечно.
Но из мелкашки стрельба была обязательна для всех, на оценку по НВП. И она входила в зачёт на ГТО тоже.
Каюсь, я побоялась, что промажу, и достала себе справку от окулиста, что нет 100 процентной компенсации. Поэтому военрук меня поставил во время стрельб патроны класть в коробочки и выдавать каждому ученику. Зато потом мы с ним отстреляли в своё удовольствие все лишние патроны, выданные на школу, что после стрельб у нас остались (ведь не все явились в этот день в тир). Он здорово стрелял, причём стоя, одни восьмерки-десятки у него были.
Что касается сборки-разборки АК на время, у меня осталось чувство страха: достать бы из этого приклада капсулу-пенал и не пораниться, и не застрять, уфф. Всё.
О! Значит и Вас учили по мальчишеской программе?
С пеналом не было проблем. Он сам выпадает, как крышечку нажмёшь.
А вот шомпол мы никогда до конца (в его губочки-цавки) не защелкивали (кроме того, как в самом конце тренировки, сдавая автомат назад военруку), иначе его выдегивание требовало зверских усилий, и второпях можно было ногти сорвать.
Не знаю, видел ли военрук эту нашу хитрость, но ни разу не ругал за неё.
Над учителем НВП как только не издевались не подшучивали. Он требовал при построении носки у обуви выравнивать, чтобы строй был красивый и ровный, так балбесы тапки задом-наперед надевали войлочные, специально на НВП в войлочных тапках приходили. А потом как-то он нам рассказал о себе, точнее про брата двоюродного. Брат его погиб, он был одним из тех летчиков, о которых написана песня "Огромное небо".
Я хорошо помню первый урок НВП, на котором (кроме вводных объяснений про курс) нас учили (каждого индивидуально) правильно вставать из-за парты, принимать стойку смирно, отвечать по уставу и также аккуратно и резво садиться. Ой как все сначала хихикали, и как наш учитель придирался (так нам казалось) к каждому лишнему движению... Продиктовал формулу, как надо стоять смирно... Философствовал на тему необходимости этого умения, позорил нас тем, что дохляки мы, раз стоять ровно нам непривычно, что память плохая, что руки не так складываем. Наставил нам плохих оценок (как потом оказалось, на первый раз не в журнал, и мы это оценили). Зато на втором уроке перекличка прошла уже прилично...
Потом помню, как записывали под диктовку, как по счету выполняются разные повороты и др.строевые движения (это надо было вызубрить наизусть). Потом гонял отделениями... Помню, как у меня в отделении девчонка на зачете повернулась не в ту сторону, и военрук очень расстроился, потом оставил меня на перемене и стал выспрашивать, а что это с ней такое было, что она после месяца тренировок, где левая сторона забыла. Почему мы смеялись над товарищем, у которого проблемы? Может, с ней потренироваться надо по комсомольской линии? Как у ней с математикой? (А школа у нас физ-мат была, и в этом был особый шарм от его волнений...). Короче, иногда трудно было не смеяться над его предметом и методами, но он всегда так серьёзно относился к своей программе и был убеждён, что то, что он нам преподаёт, нам обязательно пригодится. И оценивал безжалостно.
А вообще, он нас здорово выдрессировал. Так, что самим было приятно друг на друга смотреть.
После сборов наших мальчишек в Алабино, подполковнику присвоили очередное звание. Говорят, начальство там так обалдело, глядя насколько ровно у него рота 150 человек ходит-перестраивается на плацу, как каждый отвечает по уставу и никакого галдежа нигде нету. Нормы там они сдали. Потом он их ещё там по своей инициативе в противогазах тренировал - в атаку они бегали...
Потом, уже в университете, на 1м курсе была ГО. Там у нас генерал вёл, тоже перекличку устраивал. А нас из школы в группу четверо вместе попало. И ещё двое служивых было. Служивых он понятно сразу вычислил, они постарше и не такие ретивые как мы были (после дембеля, ага). А нас четверых после первой переклички он поднял и спросил: "Откуда вы? А, из Второй школы? Ну тогда понятно..."
Вообще, этот тренинг потом действительно много раз пригождался. Каждый раз, как был аврал с нудной но требующей точности работы, вспоминались НВП-шные тренировки на картах. Как надо было коллектив нерадивых студентов стимулировать - просыпались навыки "фельдфебеля" по строевой. И от каких-то подростковых комплексов мы избавились начисто именно на НВП: у ребят пропала привычка прятаться в себе (сутулиться, мямлить), ползти как черепахи к доске, говорить неполными фразами. Вроде бы и на других уроках этого тоже требовали, но никогда так, как на НВП, беспощадно не карали чисто за форму поведения.