5."Чужой"(Alien), 1979-й год.
«Сигурни… В этом слове звучит сила!» (с) Гордон Шамуэй, он же Альф.
Познакомиться с «Чужим» и «Чужими» мне удалось лишь в 1991-м году. По непонятной причине видеосалоны эти фильмы не жаловали, да и частные каналы как-то не сразу собрались показать его. Был даже забавный момент, когда по Первой программе советского еще телевидения показали фильм «Stranger», название которого перевели тоже как «Чужой» - народ прилип к экранам и был очень разочарован. К слову, режиссером снятого в 1946-м году фильма «Stranger» является сам Орсон Уэллс, и вообще эта картина не из плохих – но ждали-то другого! Таким образом, ожидание затянулось, но потом оказалось, что оно того стоило.
Не так-то просто писать об этом фильме – что ни говори, а это абсолютная классика! И все же за минувшие годы произошло две неприятности. Первая наиболее очевидна – чрезмерная эксплуатация популярного образа. Дело дошло до съемки кроссоверов – вот лучше бы этого не было. Вторая неприятность более тонкая – современные зрители уже не видят в «Чужом» ничего особенного, иногда не понимают, почему этот фильм так высоко ценится. Нечто подобное произошло в свое время с «Броненосцем Потемкиным» - киноведы оценивали его необычайно высоко, а массовый зритель этого не понимал. Причины одинаковы – найденные что в «Броненосце», что в «Чужом» приемы и использованная «технология» стали применяться повсеместно, и человек часто знакомится со всем этим еще до просмотра «Чужого». Многие фильмы и вовсе повторяли в той или иной степени сюжет – например, фильм Карпентера «Нечто», или фильм «Левиафан» (не тот, что снял Звягинцев!). И даже повествующий о зомби-апокалипсисе бесконечносерийный фильм «Обитель зла» тоже эксплуатирует идеи не только «Ночи живых мертвецов», но и «Чужого».
В фильме настолько явно виден режиссерский почерк Ридли Скотта, что снятое впоследствии продолжение, «Чужие», заметно контрастирует с оригиналом. Впрочем, второй фильм все равно получился очень неплохим.
История создания «Чужого» подробно описана в Википедии, там довольно интересная статья, из которой можно, в частности, узнать, что фильм мог бы оказаться совершенно иным. Некоторые ранние мотивы были использованы Ридли Скоттом при создании сравнительно недавнего фильма «Прометей»(2012-й год), который также вполне заслуживает просмотра, хотя до «прародителя» и не дотягивает.
Правда, в википедийной статье немало говорится о возможных кинематографических«предшественниках» страшных Чужих, а на мой взгляд, за «прототипом» вовсе не нужно было далеко ходить. Все те повадки, которые демонстрируются в фильме отвратительной инопланетной тварью, можно отследить во вполне реальном мире насекомых. Можно прочесть, к примеру, старую детскую книжку о приключениях Карика и Вали – там все показано довольно наглядно. Есть, конечно, и существенная разница – Чужой еще и разумен, что делает его куда более опасным.
Интересно, что «Чужой» создавался, можно сказать, «на волне успеха» «Звездных войн» (и при создании декораций даже использовались детали из конструкторов «истребителей», роботов и прочая «звездновойная» мишура), однако, как я уже отмечал, «Звездные войны» ныне выглядят архаично (особенно Люк Скайуокер), а вот творение Ридли Скотта остается вполне современным. Как этого удалось добиться – непростой вопрос. Немалая доля успеха принадлежит сценаристам, которым удалось собрать воедино сразу несколько разных мотивов. Во-первых, это «опасность в ограниченном пространстве». Во-вторых, это таинственный образ и происхождение «Чужого». В-третьих, это проблема кибернетического разума. В-четвертых, это бессовестность думающей только о сверхприбыли «корпорации». В итоге, например, робот в составе экипажа «Ностромо» - это не просто элемент антуража будущего, как в «Звездных войнах», а гораздо, гораздо больше. И при этом – такому роботу вовсе не нужно быть похожим на старую стиральную машину на колесиках и пищать.
Отсутствие в фильме всяческих «джедаев» - это еще один огромнейший плюс. Перед нами – обычные люди, которым приходится как-то со всем этим справляться. Да, у Рипли, как оказалось, железная воля и великолепное самообладание – но это не дало ей никаких сверхспособностей. Кстати, Сигурни Уивер, которая так понравилась инопланетянину Альфу, смогла избежать превращения в «актрису одной роли» - это настоящее достижение, если учесть судьбу исполнителей главных ролей в «Звездных войнах».
Подводя итоги, могу сказать, что «Чужой» оказался одним из лучших фильмов, попавших в видеолавину конца 80-х - начала 90-х. Сегодня, по прошествии многих лет, это более чем очевидно.
Отредактировано A_Safin2 (13.11.2015 08:41:25)