Подумала, что татарин, не знающий языка, но ходящий в мечеть, наверное не будет этническим русским, т.к. не будет считать себя таковым, даже если не потрудится язык выучить, а дома у него уже не говорили. Потом, в местах компактного проживания знают часто происхождение, скажем, про кряшенов знают, но причисляют себя к ним только те, кто интересовался всем этим явлением, искал свои корни. А вот с мечетью всё-тки актуализируется конфессиональный фактор (откуда и выражение "этнические мусульмане", в общем, жаргонное). Опять же, про принявшего ислам этнического:=)) русского не будет никто интересоваться, не было ли среди его предков даже и половины украинцев или евреев или там, вдруг кого-либо еще.
А вот насчет якутов, эвенков и других тюрко-монгольских народов Сибири, как бы много их ни встречалось, как бы узнаваемы они ни казались, если они не хотят считать себя якутами, эвенками и т.п., не заставишь их не быть русскими. Зря что ли русифицировала их РИ вяло, путем крещения и предоставления возможности учиться у попа писать-читать-считать, и Соввласть в ходе обязательной (а еще -- всеобщей и с Хрущева что ли бесплатной) восьмилетки плюс ПТУ или десятилетки?
В РИ инородцы, включая тех, кто был крещен в православии, чем занимались власти (Св. Евангелия переводить вот нанимали ученых), выделялись незнанием русского языка. Часть из них была муслимами, были даже ев.лютеране, и в Петербурге и в Поволжье, которым специально направляли, скажем, в войска капеллана за счет Короны; а были вот иудеи.
Про них можно мечтать и думать, что среди них были чистокровные, от чего и обрели узнаваемые (особенно в местах компактного проживания) фенотипы.