Мне лично кажется странной позиция:
- Не смотрел и смотреть не буду, потому что это - говно.
Денег платить не буду, а поглядеть можно.
Результат, скорее всего, предсказуем, конечно.
Но от заочных рецензий предпочитаю воздерживаться.
Теоретически Вы правы, разумеется. Но с годами я понял, что позиция "не читал, но осуждаю" имеет-таки некоторое право на существование. Вот Вы же вряд ли будете ждать чего-то высокого и прекрасного от художника Павленского, или от автора "Имитации гранита". Мне надоели истории о жизни говна в говне - еще в 90-е надоели. Я не знаю, почему постсоветские режиссеры живут штампами, причем давно приевшимися. Но я уже давно утратил веру в возможность появления чего-то выходящего за пределы этих штампов. Редкие не типичные проблески - это исключения, лишь подтверждающие общее правило. Притом это все очень неискренние фильмы. Я не в большом восторге, к примеру, от первого сезона "Улиц разбитых фонарей", но это все же было снято по-своему честно - в отличие от всяких рассчитанных на пальмовые ветви, оскары и золотые медведи "высокоинтеллектуальных шедевров".
Уже сложились определенные жанры, со столь же суровыми рамками, как это всегда было в американском жанровом кино. Если фильм о войне - без заградотрядов в той или иной форме не обойтись. Если о 30-х-50-х годах - без ГУЛАГа и следователя НКВД не обойтись. Авторам даже в голову не приходит, что какие-то жизненные истории в те времена могли происходить без участия тов. Сталина и помимо репрессий. Страшно представить, как могли бы снять в наше время "Двух капитанов".
Фильмы о наших временах (или о 90-х) снимаются в двух параллельных жанрах. Первый - это отечественная адаптация классического итальянско-немецкого кино времен Гитлера и Муссолини - так называемый "кинематограф белых телефонов". Как правило, это сусальные истории с участием золушек обоих полов с одной стороны и благополучных бизнесменов-банкиров-топ-менеджеров с другой. Второй жанр - это авторская суровая правда о говнище и грязище. Этот второй жанр более универсален - позволяет снимать фильмы как о прошлом ("Жила-была одна баба"), так и о настоящем - как "Левиафан", в частности.
Жанр авторской суровой правды о говнище, вообще говоря, интернационален. Методика воздействия на креаклические толпы с целью демонстрации собственной уникальной гениальности примерно одинакова в разных странах. К примеру, можно снять хорошо Вам известные фильмы про поедание и извлечение рыболовных крючков и наслаждаться восторгами "интеллектуалов" много лет подряд. Правда, восторгам в данном случае, похоже, содействует отчасти расовая принадлежность режиссера - если бы такое в точности кино снял бы европеец, добиться признания было бы труднее.
Вот здесь:
http://www.sp-fan.ru/episode/1402/
подробно показано, как можно сделать всемирно признанный шедевр в жанре суровой говенной правды. Не исключаю, что авторы всех этих "Левиафанов" именно так и поступают.