Тут вот я на днях по стечению обстоятельств, перечитал книжку, которую сегодня вспоминают редко - "Овод". Когда-то книжка даже входила в программу внеклассного чтения, было снято несколько экранизаций, а сейчас "Овода" забыли. Отчасти это, думаю, связано с ярко выраженным антиклерикализмом романа. Это сегодня, прямо скажем, не модно. Ну и плюс то, что главный герой - профессиональный революционер. Тоже не модно.
Но странно - вот я знаю, чем заканчиваются революции (вариант продолжения "Чипполино" с репрессированием заглавного героя, предложенный здесь Гордоном Шамуэем, вполне правдоподобен), знаю, что бывает во время революции, вижу нынешнюю "революцию" на Украине - но почему, когда я читаю главу о неудачном побеге Овода, мне все равно хочется, чтобы он "в этот раз" сбежал и выжил?
Ведь книга местами вполне откровенна - в ответ на вопрос Монтанелли, зачем Овод пытается доставить оружие, тот спокойно отвечает "убивать крыс". И дает понять, что если ему удастся сбежать, он займется этим лично. А в другом месте революционеры говорят о том, что добрый и справедливый кардинал куда опаснее для их дела, чем какая-нибудь продажная сволочь, то есть налицо принцип "чем хуже, тем лучше". Но почему же в итоге я, читатель, все равно оказываюсь на "революционной" стороне - вот загадка.