И задать следует лишь одну серию вопросов: а пассионарность откуда берётся? Чем вызывается?
У Гумилева природа пассионарных толчков объясняется только гипотетически.
Грубо говоря, A_Safin в некотором смысле прав:
Другими словами, данные толчки - это неведомая хрень, возникшая вследствие непонятно чего.
В результате неизвестного процесса у некоторых людей на некоторой территории появляется некая мутация, в соответствии с которой у человека появляется неудовлетворенность своим образом жизни. С течением времени в результате роста популяции именно таких людей (Гумилев определяет этот промежуток времени - около ста лет) их количество достигает критической величины и в зависимости от их количества и "качества"в существующем этносе они либо становятся преобладающей движущей силой, к примеру, как монголы, либо общество, которому нахрен не нужны перемены, тем или иным способом от них избавляется, как было с викингами, конкистадорами, рыцарями крестовых походов и многими другими в других географических регионах.
Именно влияние пассионарности по Гумилеву делит людей на несколько групп - от тех, которые ради идеи не жалеют ни своих, ни чужих жизней, до тех, для которых инстинкт сохранения жизни превыше всего и для которых главная идея - собственное благополучие.
А о вопросах я предупреждал:
Я не уверен, что Вам понравится и несколько более распространенный ответ, и даже ожидаю вопроса - "а как это... стало достаточным? А почему?".
А удобно, чёрт побери. Как попер какой народ (племя, триба, этнос) вширь, так сразу в этом пассионарность виновата
По поводу вины существует много мнений. Одни считают это влиянием среды - т.е. либо нечего было есть из-за природных катаклизмов, либо еды было столько, что народ стал беситься с жиру, либо классовая борьба заела, либо присущая расе воинственность, либо стремление закрепить превосходство над неполноценными. Но только все эти теории не объясняют, почему в одном случае они поперли, а другие, точно такие же и в точно таких же условиях, не поперли.
По поводу "вширь" - не верно. Вернее - "куда-нибудь" и "для чего". Вот "для чего" тоже вызывает очень много трактовок.
Отредактировано Nestor (02.08.2017 10:25:09)