Melik-2 написал(а):Сети давят на производителя - производитель снижает издержки - на прилавках сырный продукт.
Нет, сейчас уже поздно ограничивать супермаркеты по времени и дням работы, но в Европе такая мера в своё время (не только она) позволила спасти несетевую розницу.
А пока у нас классические проблемы монополизации. Как по учебнику.
Что-то я не наблюдаю на прилавках засилья "сырного продукта". И более того - суррогаты как раз преобладают в ассортименте уцелевших ларьков. И какие у нас, собственно, "проблемы монополизации" - вообще-то непонятно. Меня, как покупателя, ассортимент супер- и гипермаркетов вполне устраивает. Я не знаю, кто там на кого давит, но зато я знаю, как хранят продукты в "несетевой рознице" - в железном гараже посреди лета. Ну нет возможности у ларечников переплюнуть нормальный сколько-нибудь крупный магазин, хоть наизнанку вывернись - ни по ассортименту, ни по качеству товаров. Зато по объемам производимого мусора, приманиванию сомнительных личностей и количеству разного рода нарушений ТК ларькам действительно равных нет. И главное - только очистили улицы от этого всего, пусть и не самыми лучшими методами - так у кого-то ностальгия проснулась. Вот хочется кому-то, чтобы стояли ларьки, чтобы к ним таскались алкаши и бомжи, а на заднем плане чтобы в кустах лежал ларечник-неудачник с засунутым в анус ломиком после встречи с рэкетирами. Идиллическая картинка.
Собственно, "спасение несетевой розницы" - это такая же искусственность, как фермеры на вечных дотациях. Никакого отношения к "невидимой руке рынка" всё это не имеет, это сугубо административные меры во имя Культа Малого Бизнеса. Нечто вроде той же религии, или секты, свидетели Комка, можно сказать.
Ну а насчет давления - вот маленький пример - были в 90-е годы такие чипсы Ruffles. По качеству нисколько не уступали (а то и превосходили) Lays, отлично продавались, но потом пропали. Последний раз я видел их на прилавке 31 декабря 1998-го года. Их просто перестали закупать - в те годы, когда сетевые супермаркеты были в зачаточном состоянии, а комки цвели пышным цветом. Почему, зачем, кто там на кого давил? Это на конкуренцию производителей не спишешь, поскольку и Lays, и Ruffles - это бренды одной и той же компании.