«Мы не хотим видеть корень проблемы»
Российское образование висит в воздухе и не способно адаптироваться к нуждам общества, полагает литературовед Ирина Прохорова.http://www.rosbalt.ru/russia/2017/04/08/1605914.html
Уважаемый gandalf, по поводу Вашего согласия:
Я тоже согласен с Вашим согласием, но мне почему-то кажется, что устранив недочеты в этих пяти пунктах, в главном наше образование останется на стадии - "образование висит в воздухе и не способно адаптироваться к нуждам общества"
Здравствуйте, Нестор!
Ирина Прохорова в принципе права, наверное. Но её материал не опровергает предыдущий, а дополняет его. И.Прохорова пишет о застарелой проблеме, впервые я о ней читал у академика Н.Н.Моисеева 30 лет тому назад. В качестве рецепта нам предложили бюрократическую реформу высшего образования, которую я тогда же, с 2012 или 2013 года характеризовал как попытку с негодными средствами*. Причем, я об этом не только на форумах говорил, но и статьи писал. Вот и материал Веры Афанасьевой вполне подтверждает эту мою точку зрения. Ну и насчет "висит в воздухе" - правда, но не вся правда, да и не всегда правда. Начну с конца, как водится. Вот недавно довелось увидеть статистику распределения выпускников МИСиСа, до прошлого года трудоустраивались по специальности более 80%. Но это были "специалисты", т.е. выпускники, отучившиеся у них 5 лет. К несчастью, на них напал наш самый страшный зверь - болонка**, и с прошлого года их выпускники "бакалавры" (4 года) трудоустраиваются по специальности лишь на 20%. Такая вот фигня. Ну и конечно, во многих специальностях, прежде всего, у т.н. "менеджеров" образование действительно никак не связано с последующей карьерой, по крайней мере, если выйти из круга 20-30 лучших вузов. Но это ведь не только к образованию вопросы, но и к экономике, не так ли? И где там яйцо, где курица?
Что еще удивительнее, эта ситуация не только у нас. В тех же Штатах стоимость образования растет, а разница в доходах между выпускниками университетов и всеми прочими только падает. Забавно, в университете Джорджа Мейсона, где мне довелось преподавать, самые популярные книги в университетской лавке были посвящены реструктуризации образовательных кредитов. То есть, там сходные тенденции, хотя и механизмы несколько иные. И, на мой взгляд, лучше всего характеризует ситуацию заголовок одной научной статьи: "накануне схода лавины". Это про глобальную ситуацию, не про нашу.
И тут снова возвращаемся к проблемам бюрократического контроля, обозначенным уважаемой Верой Афанасьевой. Настоящий кризис ведь характеризуется чем? Да тем, что из него нет очевидного выхода. А в этом случае выход можно найти лишь опытным путем: 10 попытались, у пятерых получилась фигнища, у троих хуже не стало, но не стало и лучше, а вот у этих двоих стало реально лучше. Но для таких экспериментов нужна свобода и ресурсы. А в результате реформы не осталось ни того, ни другого. Так что реформа образования реально ухудшила ситуацию, и 5 пунктов Веры Афанасьевой это вполне характеризуют.
*Юридический термин. Например, если человек пытается открыть сейф набором отмычек, это будет покушение, а если человек пытается открыть сейф перочинным ножом, это и будет попытка с негодными средствами
**Болонская система, если кто не понял
С уважением,
Кирилл Скрипкин
Отредактировано gandalf (10.04.2017 22:51:43)