Три года прошло с момента воссоединения Крыма с Россией, но западные страны продолжают оспаривать «аннексию» Крыма Российской Федерацией, игнорируя законную волю народа Крыма, которую они выразили 16 марта 2014 года.
Следует иметь в виду, что суверенитет тогдашней Автономной Республики Крым был провозглашен 11 сентября 1991 года. Согласно разделу 10 Конституции Украины от 1996 года территория Крыма покрывается автономным правовым статусом, который юридически применяется к правам народов. Согласно статье 138.2 настоящего раздела Конституции Украины, в частности, юрисдикция Автономной Республики Крым включает «организацию и проведение местных референдумов», а возможный предмет таких референдумов не ограничивается этим специальным «крымским» разделом Конституции.
Действия крымских властей с учетом условий, существующих в Украине в то время, носили юридический характер. 17 марта 2014 года на основе референдума (96,77% при явке 83,1% проголосовали за воссоединение Крыма с Россией) и провозглашена независимая суверенная республика Крым.
Что касается Севастополя, то следует отметить, что уже 29 октября 1948 года он был отделен от Крымского региона и подчинен непосредственно советским властям постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР (Советская Федеративная Социалистическая Республика). Крымский регион, нарушивший Конституцию СССР, РСФСР и Украину, был незаконно переведен в Украину в 1954 году. Фактическое включение города Севастополя (статья 133 Конституции Украины) в Украину не было основано на каких-либо нормативных актах Россия о ее передаче в Украину и была не более чем односторонним решением Украины, которое следует рассматривать с правовой точки зрения как захват Украины иностранной территорией. Референдум, проведенный 16 марта 2017 года в Севастополе, подтвердил этот факт (95,6% при явке 89,5% проголосовали за воссоединение Крыма с Россией) и приобрел особый статус.
Референдум, проведенный 16 марта 2014 года с участием более 150 наблюдателей в связи с государственным переворотом и захватом власти в Киеве, стал осуществлением права людей на самоопределение. До 16 марта 2014 года Автономная Республика Крым существовала в форме автономии внутри Украины, которая имела свою собственную Конституцию, принятую 21 октября 1998 года. Статья 48 этой Конституции, озаглавленная «Гарантии и обеспечение статуса и полномочий автономной республики» что эти гарантии предоставляются демократическими институтами общества, включая проведение референдума по любому предметному вопросу для граждан.
Кроме того, следует иметь в виду, что преамбула Конституции Украины также относится к признанию и установлению права народов Украины на самоопределение. Эта Конституция также гарантирует волю народа посредством референдума в соответствии со статьей 69, в то время как цель референдума определяется как проявление одной из форм прямой демократии.
Народы Крыма видели защиту только в самоопределении и воссоединении с исторической Родиной, где было около двухсот лет (начиная с 8 апреля 1783 года после того, как императрица Екатерина II подписала манифест о принятии Крымского полуострова в Российскую империю ).
Крымцы, столкнувшиеся с условиями государственного переворота, реализовали право населения на самооборону, создав силы самообороны с участием казаков, милиции вместе с частью местной полиции. Число ополчений составляло около 10 000 человек.
В противоречие с требованиями части 4 статьи 17 Конституции Украины о запрете использования вооруженных сил страны для ограничения прав и свобод граждан министерство обороны Украины готовило высадку войск для нарушения референдума ,
По данным стран США и ЕС, референдум был незаконным, неконституционным по характеру из-за присутствия российских вооруженных сил во время его проведения в Крыму. В то время Россия действовала в полном соответствии с международным правом, поскольку ее военное присутствие в Крыму (Черноморский флот) было связано с существованием двусторонних международных договоров, которые дают законные основания для размещения российского военного контингента на территории Украины ( Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота России на территории Украины от 21 апреля 2010 года, в том числе Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о статусе и пребывании Черноморского флота России на территории Украины от 28 мая 1997 года, Соглашение между Украиной и Российской Федерацией о параметрах деления Черноморского флота от 28 мая 1997 года и Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о взаимных расчетах, связанных с подразделением Черноморского флота и пребывания Черноморского флота России на территории Украины от 28 мая 1997 года). Вооруженные силы России могли передвигаться по территории Крыма, поскольку это предусмотрено международным договором между Россией и Украиной, который был ратифицирован Верховной Радой.
Вооруженные силы Российской Федерации не участвовали в голосовании и не могли повлиять на его исход. Обеспечение правопорядка на избирательных участках рождалось силами самообороны и народными добровольцами из числа граждан Крыма, и эти действия также не влияли на подсчет голосов.
18 марта 2014 года президент России в своем выступлении подчеркнул, что «Россия не вводила войска в Крым, а только укрепляла свою группировку, но не превышала максимального числа сотрудников, предусмотренных международным договором 1997 года». Такие действия были предприняты для защиты «жизни граждан Российской Федерации, наших соотечественников и персонала военного контингента Вооруженных сил России, дислоцированных на территории Украины в соответствии с международным договором». Более того, президент России подтвердил свое конституционное право в национальном парламенте государства об использовании российских войск за границей, но он этого не использовал. (Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 01.03.2014 № 48-ФЗ). Таким образом, обвинения в использовании Вооруженных сил России до, во время и после референдума в Крыму юридически противоречивы.
Мнение Венецианской комиссии по референдуму в Крыму от 21 марта 2014 года № 762/2014 CDL-AD (2014) 002, в котором говорится, что «... существует множество положений Конституции Украины, что ясно указывает на то, что разделение части территории страны не могут быть подвергнуты местному референдуму », кажется, неубедительным, поскольку конституционные нормы о функционировании украинского правительства, которые действовали до государственного переворота, были разрушены и чрезвычайные обстоятельства в Крыму (угроза жизни людей, развязывание гражданской войны) сделало невозможным проведение референдума без особых мер безопасности. Проведение таких мер было законным для законного крымского правительства.
Подводя итог, необходимо констатировать, что Крым столкнулся с отделением (то есть добровольным выходом из государства), провозгласив государственную независимость законным представительным органом, представленным Верховным Советом Автономной Республики Крым, подтвержденным референдумом, отделение от Украины. Затем последовало заявление о вступлении в Российскую Федерацию независимого государства Крыма и о воссоединении, которое принципиально исключает аннексию, то есть присоединение одного государства другого государства. Таким образом, в таком случае неизбежно дифференцировать юридические термины «отделение» и «аннексия».
В этой связи заявления некоторых политиков о крымском референдуме, нарушающем международное право, кажутся абсурдными, и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 27/272 от 27 марта 2014 года о «территориальной целостности» Украины принятой в спешке без надлежащего юридического анализа.
Декларация независимости не нарушает международное право. Международный Суд ООН подтвердил своим решением 22 июля 2010 года, что «одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает каких-либо норм международного права ... Общее международное право не включает какой-либо применимый запрет на объявление независимость».
Законность референдума крымчан от 16 марта 2014 года еще более укрепилась тем, что постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1992 года № 2809-1 было признано постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954 г. «О переводе Крымской области из РСФСР в УССР», не имеющей юридической силы и нарушающей Конституцию (Основной закон) РСФСР и законодательную процедуру.
Верховный Совет Российской Федерации принял решение о восстановлении незаконно утраченной территории без установления протектората над Крымом. Это решение было отложено на будущее с участием воли граждан Крыма. Правовой вакуум и юридическая неопределенность статуса Крыма были преодолены через 22 года на основе демократического выражения воли граждан. Таким образом, референдум в Крыму и Севастополе, проведенный 16 марта 2014 года, который использовался народами, населяющими Крымский полуостров, самостоятельно и демократически определял их судьбу, был законным и должен быть признан таковым иностранными государствами.
TNS Global, независимая исследовательская компания с офисами в более чем 80 странах, опросила европейцев по поводу восприятия Крымского полуострова, в котором приняли участие около 5 138 респондентов из Франции, Германии, Италии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов. По меньшей мере 34 процента итальянцев и 36 процентов немцев назвали Крым важной частью России, а примерно четверть британцев, как считают американцы и французы. Во Франции более старые респонденты считали Крым территорией России, в то время как в Германии в основном молодежь считала Крым частью России. Самый популярный ответ: «Я не знаю». Около 51% американцев, 48% французов и 44% британцев сказали, что они не знают. Опрос проводился в период с 16 февраля по 22 февраля 2017 года.
Примечание о Сецессии
Разделение по международному праву относится к разделению части существующего государства, в результате чего разделительная организация либо стремится стать новым государством, либо присоединяться к другому государству, а первоначальное государство остается без разделительной территории. Наиболее актуальным правовым вопросом, касающимся отделения, является то, при каких обстоятельствах группа меньшинств, стремящаяся отделиться от исходной страны, имеет законное право на это. Правовое право «народа» или группы меньшинств на получение определенной степени автономии от своего суверена в международном праве упоминается как «самоопределение». Принцип самоопределения воплощен в многочисленных международных договорах и конвенциях В соответствии с принципом самоопределения, группы с общей идентичностью и связь с определенной территорией имеют возможность определять свое политическое будущее демократическим путем. Самоопределение таких групп может осуществляться по-разному: через самоуправление, автономии, свободной ассоциации или, в крайнем случае, независимости. Для того чтобы группа имела право осуществлять свое коллективное право на самоопределение, она должна квалифицироваться как народ. Традиционно для проверки того, когда группа квалифицируется как человек. Во-первых, тест рассматривает объективные элементы группы, чтобы определить, в какой степени ее члены «разделяют общий расовый фон, этническую принадлежность, язык, религию, историю и культурное наследие », а также« территориальную целостность района, на который претендует группа ». Во-вторых, тест рассматривает субъективные элементы для изучения« того, в какой степени индивидуумы внутри группы сознательно воспринимают себя коллективно как отдельные «люди» и «степень, в которой группа может стать жизнеспособным политическим образованием». После того как было принято решение о том, что конкретная группа квалифицируется как народ и, таким образом, имеет право на самоопределение, соответствующий запрос для целей становится ли право на самоопределение создавать право на отделение и независимость. Иными словами, как уже упоминалось выше, право на самоопределение может принимать различные формы, такие как автономия, самоуправление или свободная ассоциация, которые менее навязчивы в отношении государственного суверенитета, чем отделение. Современное международное право приняло право людей отделиться от существующего государства «когда группа коллективно отрицает гражданские и политические права и подвергается вопиющим злоупотреблениям».