Надо сказать, новые поколения воспринимают всю эту историю про робота из мрачного будущего не вполне правильно (если слово «правильно» допустимо). Доказывается это уже тем фактом, что «Терминатор 2» куда популярнее своего предшественника. Спору нет, спецэффектов во второй части несоизмеримо больше, а качество их таково, что и сегодня, спустя 24 года, выглядят они достойно. В первом фильме Кэмерону пришлось делать многое «из шишек и желудей». И все же – именно первая часть нравится мне больше.
Многое тут решает «подтекст». Когда Кэмерон снимал первый фильм, ядерное противостояние достигло своей высшей точки. Общая напряженность, Рейган со своими более чем странными рассуждениями про скорую битву при Армагеддоне и его, Рейгана, личную надежду на то, что он эту битву застанет, наращивание вооружений в Европе и многие другие события заставили множество аналитиков предрекать неизбежность третьей мировой. Назывались и конкретные даты – например, конец лета - начало осени 1985-го года. В тот момент, когда я смог посмотреть «Терминатора», сгустившиеся тучи ядерного апокалипсиса уже разошлись, однако я хорошо помнил недавнюю атмосферу – вот почему последние кадры фильма, когда ветер катит перекати-поле, а Сару Коннор предупреждают о том, что скоро будет гроза, и она отвечает «Я знаю», выглядят зловещим и вполне реальным пророчеством.
Эта фотография могла остаться единственным напоминанием об ушедшем мире, если бы надежды Рейгана сбылись.
В 1991-м ничего этого уже не было, и хотя зрителей второго фильма старательно запугивают ядерными взрывами – это уже так не воспринимается. Атмосфера безжалостного противостояния, свойственная первой части, была непоправимо утрачена. А ведь первоначальная идея как раз и позволила показать самый «чистый», совершенно бескомпромиссный бой. Ведь самого профессионального убийцу можно, хотя бы теоретически, перекупить, запугать, даже разжалобить – но терминатор будет выполнять программу до конца, его можно только уничтожить. Во второй части началось, прямо скажем, сюсюканье в сочетании с не самыми лучшими «приколами», терминатора «очеловечили». Про последующие части даже и говорить не хочется…
Разумеется, кино от Кэмерона – это всегда в первую очередь коммерческий продукт, и «Терминатор-1» тоже являлся таковым. И все же по сравнению со слезливым «Титаником», или со снотворным «Аватаром», «Терминатор» куда более «настоящее» кино, в нем почти не чувствуется желания угодить всем видам зрителей. Более того, чуть ли не единственным таким примером «популизма» стало введение Шварценеггера на заглавную роль вместо «неприметного» Хенриксена. Как актер, Хенриксен куда сильнее Арнольда, так что тут выбрали просто «гору мышц», но, как ни странно, именно это и сделало фильм «культовым». Может быть, Шварценеггер и не бог весть какой актер, но харизма у него присутствует.
Слишком придирчивые зрители заметили через время, что Арнольд предательски зажмуривается от выстрелов в сцене убийства Джинджер (подружка Сары, если кто забыл) – а это, прямо скажем, не к лицу абсолютно бесстрастной машине для убийства – но все же в целом созданный Шварценеггером визуальный образ стал почти безупречным. И если роль Конана сводилась в целом к демонстрации хорошо развитой мускулатуры, то в роли киборга Шварценеггер сделал немалый шаг вперед. Запоминается, например, вся сцена в дискотеке – кругом музыка, все празднично и ярко – и Терминатор, абсолютно чуждый, безразличный к жалким попыткам его остановить, разбивающий все это вдребезги.
Не стоило разменивать этот образ на пятаки, обучая «хорошего» робота из второй части дешевым трюкам и пошлым фразам – но Кэмерон, увы, решил иначе - и Терминатор стал "другом детей", почти как Киса Воробьянинов...