Lesovik написал(а):Вопрос: зачем писать столь откровенную брехню (укр. лит.)?
А действительно - зачем? Вот зачем Вы выше брехали (Ваше собственное выражение) про каткрекинг, а теперь перескочили на гидрокрекинг? Думаете - не заметят?
А там, между прочим, и объемы другие совершенно. Чтобы Вам не брехалось так и дальше, вот Вам первоисточник, внутреннее издание "Газпромнефти":
http://iadevon.ru/news/articles/otechestvennie_katalizatori_osnovnih_protsessov_neftepererabotki_ne_budut_«pasinkom»_otrasli_-2832/
До последнего времени рынок катализаторов вторичных процессов нефтепереработки был «пасынком» отрасли — при всей востребованности продукта об активном развитии отечественного производства речь не шла. Серьезным стимулом к изменению ситуации в ближайшее время может стать общероссийская программа модернизации НПЗ.
Это очень существенно, между прочим. Не развивали не потому, что это великая технологическая тайна великого и могучего Запада во главе с величайшим из великих Израилем, а потому что особой потребности не было при зарубежных поставках. А сейчас начали развивать вовсе не из-за угрозы санкций, а из-за прогнозов, указывающих на возрастание спроса. И еще из-за падения цены на нефть - но это в скобках, конечно.
Выдерживать сроки модернизации нефтяников заставляет Технический регламент, согласно которому уже с 1 января 2016 года должно выпускаться только топливо высшего — 5-го класса.
Впрочем, и сами рыночные реалии, в первую очередь рост спроса на светлые нефтепродукты высокого качества, способствуют реализации программ, направленных на повышение глубины переработки.
Среди процессов вторичной переработки нефти, которые должны обеспечить необходимое развитие производств — каталитический крекинг, гидрокрекинг и гидроочистка. Эксперты прогнозируют, что к 2020 году суммарные мощности каждого из этих процессов на отечественных НПЗ вырастут на 30–40%, а гидрокрекинга и вовсе в 2,5 раза. Соответственно, вырастет и емкость рынка катализаторов этих процессов. А высокий уровень модернизированного оборудования ограничит спрос в этом сегменте только высокотехнологичной продукцией.
О чем это говорит? О том, что при отсутствии/дефиците катализаторов моторное топливо не пропадет, оно просто станет не самого высокого качества - его невозможно будет, к примеру, продать в ЕС. Итого вся Ваша исходная посылка о погублении России путем закрытия поставки катализаторов - заведомо ложная, с чем я Вас и поздравляю, господин Брехун.
Сегодня на импортные поставки приходится около 70% общего объема катализаторного рынка, основные доли которого принадлежат таким мировым гигантам, как Grace (32%), BASF (15%) и Albemarle (7%).
Главные российские игроки — катализаторное производство «Газпром нефти» и Салаватский катализаторный завод смогли отвоевать лишь по 12% рынка (данные на 2012 год). При этом ряд катализаторов, например, гидроочистки, гидрокрекинга, гидродепарафинизации либо вовсе не производятся в России, либо их характеристики не позволяют обеспечить получение топлива 5-го экологического класса.
Вот это как раз то, о чем говорит приказ. Вот только Вы-то не про гидрокрекинг исходно говорили. Далее:
Сегодня «Газпром нефть» — единственная нефтяная компания в СНГ, обладающая собственным производством катализаторов каталитического крекинга. Мощность катализаторной фабрики, расположенной на Омском НПЗ,
— 3 тыс. тонн катализатора в год. Этого достаточно, чтобы обеспечить две установки каткрекинга на ОНПЗ и одну на московском заводе компании.
Если же говорить о перспективах, то в свете запланированного увеличения глубины переработки к 2020 году потребность нефтеперерабатывающих производств «Газпром нефти» в катализаторах каткрекинга увеличится до 4,1 тыс. тонн в год, а всего российского рынка — примерно до 14,5 тыс. тонн с нынешних 9 тыс. тонн в год.
Обратите внимание, что объем рынка - 9 тыс. тонн, а не 11 тыс. тонн, как утверждали Вы. Это потому, что Вы свалили все виды катализаторов в одну кучу - специально, чтобы было побольше, чтобы картина была покатастрофичнее. Кроме того, прямым, открытым текстом из первоисточника сказано, что потребность перерабатывающих мощностей "Газпромнефти" в каткрекинге полностью удовлетворена собственным производством - это как раз те 100%, о которых говорил я. Именно это Вы и назвали брехней. Увы, но соврали Вы сами. Кушайте из первоисточника, не обляпайтесь.
Теперь о гидрокрекинге.
Второй процесс, обеспечивающий «качество и глубину», — гидрокрекинг. Модернизация установок гидроочистки и строительство установок гидрокрекинга на омском и московском заводах «Газпром нефти» к 2020 году выведет максимальную годовую потребность в катализаторах гидропроцессов на уровень 2,4 тыс. тонн.
«Газпром нефть» уже инвестировала значительные средства в разработку собственных катализаторов гидроочистки и гидрокрекинга совместно с Институтом катализа Сибирского отделения РАН. Катализаторы прошли успешные испытания на пилотных установках института. В дальнейших планах — промышленные испытания.
Строительство собственного производства катализаторов гидропроцессов на ОНПЗ может не только полностью обеспечить потребности всех заводов «Газпром нефти», но и позволит компании стать активным игроком на рынке. По расчетам специалистов «Газпром нефти», задел для рыночной экспансии создаст производство 6 тыс. тонн катализаторов в год.
Поскольку модернизация затронет всю отечественную нефтепереработку, эксперты прогнозируют, что рынок катализаторов гидропроцессов в России к 2020 году вырастет более чем в два раза — до 7,5 тыс. тонн в год. Если учесть планируемые объемы потребления ближайших соседей — Казахстана, Беларуси, Азербайджана, то цифра увеличится еще на 1,5–2 тыс. тонн. Таким образом, 6 тыс. тонн достаточно, чтобы занять примерно 50–60% российского рынка.
Итого современный объем российского рынка катализаторов гидрокрекинга и гидроочистки составляет менее 3 тыс. тонн. Причем отсутствует лишь производство катализаторов гидрокрекинга, то есть их требуется еще менее того. Технология производства уже имеется. Форсировать разработки никто пока не планирует, но если бы ввели "блокаду" - ясное дело, что работы ускорились бы во много раз.
Общие итоги: прекращение поставок катализаторов привело бы к изготовлению и использованию моторного топлива "уровня 70-80-х годов". Это неприятно, но, очень мягко говоря, не смертельно. При этом, ко всему прочему, можно было бы перерабатывать топливо в не затронутой санкциями Белоруссии, где соответствующие мощности имеются. Через короткое время недостающие катализаторы гидрокрекинга появились бы быстрее, чем это планируется сегодня. Рынок катализаторов каталитического крекинга был бы стремительно захвачен российскими компаниями и иностранным производителям уже не удалось бы вернуться.
В итоге ожидания нашего друга из Израиля были бы неприятно обмануты. Как в свое время и ожидания другого человека, полагавшего, что Россию будет уничтожить нетрудно, ибо она даже простой грузовик собрать не в состоянии.