В связи с известными событиями в Мюнхене, поневоле вспомнил фильм "Хоттабыч" (современная версия):
я даже бегло просмотрел его на youtube:
Надо сказать, фильм этот не из самых плохих, если говорить о нашем постсоветском кино. Но я в этот раз обратил внимание не на сюжет, и даже не на игру актеров (хотя Толоконников, больше известный по "Собачьему сердцу", очень неплох), а на операторскую работу и еще на то послевкусие, что ли, которое эта картина оставляет.
Прежде всего, хочу отметить, что этот фильм периодически крутят на Рен-ТВ, он входит в постоянный набор фильмов этого канала, которые показывают, как правило, по праздникам. Это, в частности, "Брат" (обе серии), "Жмурки", а также "Особенности национальной охоты" со всеми продолжениями. Вроде бы у всего этого набора картин немного общего, в особенности с "Хоттабычем". Но общее все же есть - во всех случаях на экране практически отсутствуют яркие цвета. Все какое-то серое и блеклое. Причем, казалось бы, какая разница, какое время года выбрать для действия фильма - но нет, во всех случаях на дворе совершенно очевидная осень. В "Брате" осень очень глубокая, переходящая в зиму, в "Брате-2" поначалу ранняя, потом явный октябрь, как и в "Жмурках", в "Охоте" - то ли сентябрь, то ли октябрь, ну и в "Хоттабыче" наблюдается то же самое. И даже солнышко ни на секунду не показывается...
Можно, конечно, предположить, что блеклые цвета, скажем в "Брате" выбраны Балабановым, чтобы лишний раз подчеркнуть безрадостность происходящих в России событий - но и при показе Нью-Йорка и Чикаго не меняется ничего.
В "Хоттабыче" выглядит это особенно странно. Фильм явно задуман, как стеб. В нем множество шуток разного уровня качества. Заканчивается все совершенно несерьезно. И все равно впечатление, настроение после просмотра все то же - "осеннее". Причем это ведь не фильм про бандитов и подонков общества, это даже не фильм про 90-е, как "Особенности охоты" - но на заднем плане, подспудно, чувствуется какое-то неблагополучие, искривленность какая-то, и кажется, что местами "ровная депрессия" того и гляди перейдет в отчаяние. Это невозможно сравнивать со старым "Хоттабычем", из которого, несмотря на всю наивность, так и прет позитивом.
Что же это такое, а? Режиссеры разные, операторы разные, одинаковый разве только продюсер - а какое-то "родовое сходство" налицо. Кто-то намеренно хотел ввергнуть зрителей в депрессию? Или окружающая действительность такова, что у режиссеров и операторов это уже само собою выходит?